Фольклор

Подлинная история фермы Гоути

байка о гильдиях о городах о Книге Судеб о Мастерах

Гильдия Ежи Без Игл
Город Ол
Запись Книги Судеб Проблема сползания
Мастер Бергфинн
Мастер Гоути
Мастер Ингиридр
Мастер Сун-Дек
Мастер Фродрун
    Вертикальная ферма мастера Гоути, или как ее назвали в летописи «первенец агротехники и магомеханики», официально открылась почти год назад, а работа над ней шла еще по меньшей мере два года. За это время изобретение успело обрасти самыми разными слухами, от совершенно нелепых до вполне правдоподобных. Здесь и след Моргора, и сделка с демонами, ученые-рабы и кража идей. Масла в огонь подлила неразговорчивость участников событий, многим показавшаяся подозрительной.
    Авторы «Подлинной истории» собрали все возможные письменные свидетельства, относящиеся к делу, в надежде если не полностью исключить домыслы об одном из самых удивительных изобретений, то хотя бы оставить гораздо меньше простора для них.


«Почти одна восьмая часть круга, если верить гоблинскому измерителю...»
            Дневник Гоути, 4 зрелого квинта жаркого месяца 220 года
«Полезная штука этот измеритель — стальная рама с болтающимся отвесом. Прикладываешь ее к стене, например, и подвес показывает тебе на шкале, стена ровная или немного завалена. Хотя я без измерителя вижу, весь мой участок — это немного заваленная стена».
            Дневник Гоути, 14 зрелого квинта жаркого месяца 220 года
«Перешагнул восьмушку и продолжает крениться. Вся эта затея с переездом теперь выглядит одной большой глупостью. А все так неплохо начиналось. Отличная земля, стоившая каждой отданной монеты, надежный друг и партнер и три безмятежных года, всего три, пока по всему этому не прошелся тяжелый плуг. Эх, Ингиридр. Самый прекрасный плуг, надо сказать. На одной стороне отвала оказался Бергфинн, сбежавший из Ола залечивать душевную рану, на другой я, тоже с трещиной в сердце. Сама же виновница сбежала в Локерем. Рабочая поездка, которая длится четвертый год».
            Дневник Гоути, дата не указана
«…без тебя все катится в Имо. Уверенно сползает, буквально. Уклон растет, и в этом году я соберу последний урожай, а после всю землю смоет в долину. Знаю, ты скажешь, вырубай террасу. Но даже если я найду руки, и мы успеем до дождей, что я получу? Посредственную каменистую ферму на северо-западном склоне. А если снимать плодородный слой, то не успею точно. Да и не могу я отказаться от одного великолепного урожая в обмен на сколько-то плохих и очень плохих. Я опустошен. Просто возвращайся…»
            Из письма Гоути мастеру-фермеру Ингиридр, жаркий месяц, 220 год
«Одна восьмая и еще четверть восьмой. Иногда кажется, что я разозлил Творца или еще кого похуже еще 40 с лишним лет назад, когда бросил свои наработки по жидким минералам и уехал из Дворфунгарда. Северяне, конечно, хотели есть, но соблазнился-то я жирными равнинными землями. А потом это бесконечное бегство от эльфов. Фермеру нужны корни».
            Дневник Гоути, дата не указана
«Теперь я официально фермер без корней. Остатки земляной груши (здесь топинамбур — прим. ред.) еще лежат в амбаре, но это и все корни. Уклон еще больше вырос и почва потекла. После уборки урожая был вынужден рассчитать часть постоянных работников, делать им здесь больше нечего.
            Дневник Гоути, 2 юного квинта сырого месяца 220 года
«Я будто вернулся в Дворфунгард, завершил 40-летний круг. Без друзей, холостой почти что, один каменистый склон и одна идея. Энтузиазма поменьше и волос. Смахнул пыль с заметок того времени. Ну и почерк.
Земляная груша, надо сказать, вышла отменной, как будто вобрала в себя напоследок все из уплывающей фермы. Ровные клубеньки один к одному. На вкус — чистый сахар, хоть сырыми ешь. Большую часть уже вывезли, но кое-что оставил для себя. Где там мой перегонный куб».
            Дневник Гоути, дата не указана
«Пропорции из дворфунгардских заметок оказались вполне рабочими. Опытные образцы высаживал в горшки с землей с фермы и совсем без почвы: с гравием и крошкой с каменоломни. Клевер растет отлично, корни небольшие, но зелени много. А вот с корнеплодами проблема — тоже одна ботва».
            Дневник Гоути, 4 взрослого квинта сырого месяца 220 года
«Все пропорции тогда выводились и сырье подбиралось в вместе с двумя алхимиками. Спорили они, помнится, до хрипоты, раз подрались даже. Ну и не зря, как сейчас вижу. Но, похоже, придется искать алхимика снова. Сильвинит и сильвин, как объяснила мастер Халлгерд, в местных горах редкость. Нужно искать замену. Для клубней и корнеплодов состав надо подобрать. Опять же сырье».
            Дневник Гоути, дата не указана
«Мастер Сун-Дек любезно согласился разобраться с моими трудностями, большая удача. Как выяснилось, у него солидный опыт в этом деле. Сун-Дек исследовал почвы и подбирал удобрения для Мастера Всемила, и было это совсем недавно (двойная удача)».
            Дневник Гоути 12 мудрого квинта сырого месяца 220 года
«… сильвинит, редкий, сложный в добыче и обработке, успешно заменяет селитра — растворяется лучше, вносится проще и заменяет сразу два компонента из вашего состава. Но главное преимущество — простота получения. Тут вы независимы от шахтеров с их новомодными гильдиями. Работника на селитряницу можно обучить за полдня из любого крестьянина. С сырьем проблем тоже не бывает — навоза и золы везде в избытке. Что же касается клубней…»
            Обрывок письма Мастера-алхимика Сун-Дека Мастеру Гоути, 15 старого квинта сырого месяца 220 года
«Сун-Дек хорош. Кого попало мастером не зовут. Цену за караваны, конечно, загибает, но пробную партию предоставил совершенно бесплатно. Свели все минералы в итоге к трем растворам. Соотношения под каждую культуру так подбирать будет сподручнее».
            Дневник Гоути, дата не указана
«От почвы можно отказаться совсем. Трехкомпонентный раствор — это и есть почва. Остановился на перлите. Отдельные кусочки хорошо набирают влагу, но не мешаю воздуху проходить к корням. Поливать нужно непрерывно, иначе корни высохнут, но понемногу, иначе сгниют. Подачу воды пока организовал с помощью бурдюка проколотого толстой иглой. Для больших посадок нужно придумать что-то посерьезнее. Разве что взять бурдюк побольше».
            Дневник Гоути, дата не указана
«Подача питательного раствора идет по кольцевым каналам с отверстиями. Их частота и размер подбирается под каждую культуру отдельно (см. Приложение 2). Путь раствора начинается из раздаточного резервуара в верхней части фермы, затем он проходит полный круг по первому каналу, упирается в переборку и сливается ярусом ниже и так, пока не достигнет поддона-сборщика. Раствор из кольцевых горшков с посадками также попадает в поддон. Отсюда он поднимается назад в раздаточный резервуар, способом, зависящим от оснащения фермы (см. Приложение 1)».
            «Общее описание вертикальной фермы», Ол, 222.
    Оригинал «Общего описания вертикальной фермы» хранится в архиве Ола, копии доступны для ознакомления всем желающим. В «Подлинной истории» приводятся только поясняющие фрагменты.
«Идея хорошая, но между десятком горшков на окнах и выходом на полноценную хотя бы грядку лежит пропасть. Сегодня первый снег за год. А еще уплотнители на перегонном кубе рассохлись. Одни расстройства».
            Дневник Гоути, 9 мертвого квинта сырого месяца, 220
В конце сырого месяца 220 года начинаются описанные в летописи четыре квинта, когда Мастер не покидает своих владений, отдавая все время работе над вертикальной фермой. Стоит отметить, что незадолго до этого Гоути расстается со всем персоналом фермы, оставляя только двух помощников Олафа и Кшиштофа. За 60 дней мастер отправил около 20 писем своей супруге в Ингиридр в Локерем, но об их содержании ничего не известно. Судить об этом периоде остается только по обрывочным заметкам и письменным поручениям, дневник мастер не ведет.
«- Четыре пинты эля,
- баранья лопатка,
- шесть маленьких горшков у Бергтора,
- уплотнитель для перегонного куба,
- две пинты пива из «Оземи».
На обороте: «(неразборчиво) и до меня доберутся».
            Список покупок для Олафа
«Дорогой Бергтор, сегодня будет особый заказ. Размером горшок должен быть с колесо примерно, и формой на колесо похож, набросок прилагаю».
            Записка гончару Бергтору, холодный месяц 220 года
«Кольцевые горшки располагаются в 12 ярусов. В оригинальной конструкции ярусы идут уступом в полширины горшка, то есть диаметр колец различается на ширину горшка. Для снижения стоимости конструкции допустимо использование одинаковых колец, но число ярусов в этом случае целесообразно сократить до 9. Кольца жестко закреплены на центральной мачте, к ней же крепятся каналы подачи раствора».
            «Общее описание вертикальной фермы», Ол, 222.
«На ферме остались только мы с Олафом. Мастера мы не видели три дня. Забрал еду, заперся в амбаре, только и слышны стуки и бормотания. Или он окончательно сбрендил, или это и не Мастер больше. Вообще сидеть тут жутко. Дома пустые стоят, но постоянно из них скрежет и постукивания доносятся. Понимаю, что это их гора поднимает, балки трещат. Но в разгар Схождения от этого было не легче. А на днях со склона скатился самоход, развалил сарай, сам вдребезги. Лежит крутит колесом, поскрипывает, как будто без него жути мало. И никто за ним не явился. Бескудовщина».
            Из письма Кшиштофа матери, холодный месяц 220 года
«Работы еще полно, но все работает. Ферма сейчас потребляет все рабочее время Кшиштофа и Олафа — они вручную поворачивают колонну, перезаправляют раздаточный котел, доливают воду — а вот выдает выдает она увесистую надежду на решение моих проблем и проблем земледелия в горах вообще. Если сделать ее раза в четыре больше, да заставить весь участок такими, да приставить человек по пять к каждой. Нужно считать».
            Дневник Гоути, дата не указана
«Сегодня приспособили рухлядь, свалившуюся мне на голову. Никто за самоходом так и не пришел, хотя вещь недешевая. Велел зарыть его, только колесо уцелевшее оставили и на него мою вертикальную грядку поставили. Все возни меньше, но до чего же скрипит противно».
            Дневник Гоути, 2 юного квинта сухого месяца 221 года
«Явился хозяин конструкта — щуплый эльф из гильдии-протектора. Уверял, что самоход взбесился и сбежал, а он сам искал его по тропе, да не нашел. И вот только сегодня заметил у края обрыва обломки, решил проверить. Забирать запчасти отказался, говорит, прекрасное применение неуправляемой зверюге. Я не стал отговаривать».
            Дневник Гоути, 11 юного квинта сухого месяца 221 года
«Дня не прошло после визита эльфа, на участок ко мне свалились шестиход, механический мул и еще пара конструктов, в куче не опознаешь уже. За ними явилась компания его согильдийцев с тем же рассказом. Мол, отбились, сбежали. Полюбовались обломками, забирать ничего не стали, вам тут нужнее. Забавные ребята».
            Дневник Гоути, дата не указана
«… мул, а еще собака или свинья. Все обломки зарисовал и приложил к письму. А просьба моя, дорогой Мастер Фродрун, в следующем. Не мог бы ты найти время и в память о нашем сотрудничестве в Совете Дворфунгарда прикинуть, есть ли возможность использовать части именно готовых конструктов (проект опытный, сам понимаешь) для замены ручного труда… »
            Фрагмент письма Гоути мастеру-магомеханику Фродруну, 5 мудрого квинта сухого месяца 221 года
«Древний мой знакомый Фродрун откликнулся на просьбу поучаствовать в проекте. Его текущие дела пару лет как вошли в колею, и его романтичная натура заскучала. А тут возможность стать в каком-то смысле первооткрывателем. Сам он, вместе с тем, приехать не сможет из-за дел со сталеварами Сва-Лока. Что-то мы сделаем сами с местным кузнецом, а основную работу возьмет на себя подмастерье, который прибудет с ближайшим караваном из Стор-Фаена».
            Дневник Гоути, 8 мертвого квинта сухого месяца 221 года
«Магомеханические приводы в самой оснащенной модели (см. Приложение 1) обеспечивают непрерывную подачу питательного раствора, контроль его уровня в поддоне, суточное вращение фермы, а также отслеживание наклона и восстановление вертикальности. В самой простой модели магомеханика использована только для подачи раствора. От оператора требуется проверять положение фермы по рамочным отвесам и уровень жидкости по нанесенным на стенку поддона отметкам».
            «Общее описание вертикальной фермы», Ол, 222.»
«Первый ясный день в этом году — Совет оплатит полноразмерную ферму. Прошло не без трений, но большинство поддержало. Особенно заинтересовалась Мастер Халлгерд, после заседания отвела меня в сторону и путано начала объяснять про свою шахту, про контракт с моргорскими магомеханиками, оплаченные на месяцы вперед поставки. А дальше туман стал еще гуще — работы сворачивает, какие-то дела с гильдией-протектором. Расспрашивать не стал. Главное, все эти поставки, магомеханизмы для несостоявшейся шахты, отправятся ко мне с условием рассчитаться после того, как они заработают. Сегодня же отправил письмо Фродруну списком запчастей, что он скажет. Пока звучит просто прекрасно».
            Дневник Гоути, 3 юного квинта жаркого месяца 221 года
«Мне тут говорят, новая эра, прорыв. И, конечно, это прорыв в плане обеспечения продовольствием труднодоступных поселений, городов стоящих в пустынях и на топях. Но подумайте вот о чем, эта ферма стала возможна благодаря объединению трех совершенно разных сфер. Полноценными соавторами проекта стали мастер-алхимик Сун-Дек и мастер-магомеханик Фродрун. Соединив их огромный опыт с моими скромными знаниями в агротехнике, мы и получили то, что вы видите перед собой. А что будет, если подключатся мастера кузнечного дела, волшебники или скотоводы?! Перспективы поражают воображение. А чтобы дальнейшее развитие было возможно, я отказываюсь от каких-либо прав на идею. Любой может взять полное описание проекта в архиве Ола и работать с ним, с условием, что все находки также окажутся в архиве, и ими смогут пользоваться новые мастера… »
            «Речь Гоути на церемонии открытия Первой вертикальной фермы», Ол, 222.
«Что касается твоего последнего вопроса, да, такие ходят разговоры. Если дварф, то непременно шахтер, кузнец на худой конец, но никак не фермер. Только глупости это. Не думайте, я не из этих, я верю в силу Камня, в то, что все вышло из Камня и Камнем определяется. Только для меня это не легенда, а ежедневная работа. Сильвин, нашатырь, апатит, карналлит, мергель, туф — вот мои руда и самоцветы, минералы, управляющие жизнью. В занятиях фермеров дварфости ни чуть не меньше, чем в работе шахтеров. Добрая половина из них кроме железных руд минералов не видит в упор. Так что друг Всемил не удивляйтесь, если вдруг борода пустится в рост, а рука потянется к топору».
            Из письма Мастера Гоути Мастеру-фермеру Всемилу, сухой месяц 223 года



ОБСУЖДЕНИЕ


Нет комментариев.